среда, 28 июля 2010 г.

Объекты охоты с подсадной уткой

ВО ВРЕМЯ охоты с подсадной человек находится в шалаше; он скрыт от глаз представителей животного царства и поэтому имеет возможность наблюдать иной раз такие картины, увидеть которые в другой обстановке невозможно. Этому способствует еще и то, что охота проходит в утренние и вечерние часы, когда активность многих птиц и зверей бывает наибольшей. Весной, не видя опасности, животные и особенно водоплавающие птицы мало таятся. В поисках самок или самцов они постоянно дают о себе знать криками, токовыми полетами и другими проявлениями весеннего настроения. Все это придает весенней охоте на водоплавающую дичь особенную прелесть. А разве можно сравнить связку весенних селезней, взматеревших, чистых пером, переливающихся всеми цветами радуги, с еще не вылинявшими летними и осенними утками.
Кроме того, эта охота интересна и тем, что успех здесь зависит целиком от самого охотника — его знаний, умения приспособиться к условиям окружающей обстановки, полноты и качества снаряжения. Насколько велико значение всего этого, показывает следующий пример.
Мы охотились вчетвером на очень богатом дичью озере. У каждого были лодка и равные по времени возможности для охоты, но разные опыт и качество снаряжения. Один хорошо знал весеннюю охоту и имел хорошую подсадную, набор чучел и чирковый манок, которым он умел владеть. Второй — не менее, если не более, опытный был оснащен так же хорошо, но подсадная у него была плохая. Остальные плохо знали весеннюю охоту, утки у них не работали, умением манить чирка они не владели, хотя манки и чучела у них были. В результате к концу охоты первый охотник убил почти вдвое больше, чем второй, и в 5—6 раз больше, чем остальные.

Объекты охоты с подсадной уткой

При охоте с подсадной разрешается стрелять только селезней. Чтобы безошибочно отличать их от самок и разбираться во всем многообразии встречающихся у нас весной уток, нужно хорошо знать их окраску, особенности полета и голоса, очертания на воде и манеру поведения. Для этого совершенно недостаточно теоретического знакомства с орнитологическими трудами, описанием разных видов уток и цветными иллюстрациями. Они далеко не всегда могут помочь на охоте, хотя очень удобны для определения убитой птицы. У подсевшей к шалашу птицы обычно нельзя рассмотреть детали расцветки оперения (оттенок зоба, характер струйчатости на перьях и т. д.); можно лишь увидеть контур птицы и отдельные цветовые пятна окраски, услышать ее голос. По этим признакам и нужно научиться отличать самцов от самок. Для этого нужны наблюдательность и осмысленное отношение к охоте.
В европейской части Союза основными объектами охоты являются следующие виды уток: кряквы, шилохвости, серые утки, свиязи, широконоски и чирки обоих видов (трескунки и свистунки); из нырков — гоголи, хохлатые чернети и красноголовые нырки.
Основным объектом охоты с подсадной является кряковый селезень. У него желто-зеленый клюв, темно-зеленая голова, отделенная от коричневого зоба и шеи белым ошейником; спина и крылья серые, зеркала сине-зеленые, отороченные белыми полосками; надхвостье и подхвостье черные, а сами рулевые перья хвоста беловатые; остальное оперение очень светлого серого цвета; лапки оранжевые. Голос у него негромкий, сиплый, но слышен далеко.
Кряквы прилетают очень рано, едва только появляются первые снеговые лужи, полыньи и забереги на водоемах: причем сначала прилетают селезни, и до прилета уток (2—3 дня) они очень азартно идут к подсадным. С прилетом уток кряквы разбиваются на пары, но и тогда с подсадными можно стрелять отдельных «холостых» селезней или тех, которых утка временно покинула. К концу весны, когда утки сели на гнезда, а селезни еще не начали линять, они опять очень хорошо летят к подсадной.
Кряковые очень осторожны и внимательны. Малейшая фальшь в звуке манка (при охоте без подсадной), вид неудачно сделанного или окрашенного чучела, неосторожное движение охотника в шалаше, звук сломанной ветки или взведенного курка их настораживают. А уж если он увидел охотника или в него стреляли, то в другой раз он сядет нескоро и то только к очень хорошей подсадной. Чтобы подстрелить такого селезня, приходится идти на самые различные ухищрения. Особенное удовольствие доставляет наблюдать за тем, как утка всеми силами старается подозвать недоверчивого селезня.
Мне запомнился один случай. Мы охотились втроем пол Весьегонском. В одну из первых зорь кто-то из моих спутников стрелял и не убил матерого. Каждое утро и каждый вечер он летал вокруг нас, ни к кому не садился, опускался только в затопленные кусты или на сухой берег, причем на расстоянии примерно двухсот шагов. Наши утки совершенно охрипли, пытаясь его посадить. Даже по прошествии некоторого времени матерый садился только на значительном расстоянии и оттуда призывно шваркал, потом снова поднимался и кружился, старательно облетая шалаш. Пришлось принять кое-какие меры. На противоположном берегу плеса я поставил маленький, совершенно незаметный шалаш и перед вечерней зарей забрался в него, высадив уток на прежнем месте. Примерно через 10 мин селезень сел возле меня на сухое и был убит.
Шилохвость (шилохвостная утка) размером несколько меньше кряквы, а контурами отличается от нее очень заметно. Тело у нее узкое и вытянутое, шея тонкая и длинная. Окраска селезня весной очень красивая — темный клюв, кофейно-коричневая голова, белые шея, грудь и брюшко, серая спинка, темное (почти черное) подхвостье: зеркала в крыльях бронзово-зеленые, отороченные впереди коричневой и сзади белой полосками; лапы свинцово-серые; средние рулевые перья хвоста, жесткие и очень длинные, образуют «шило». Голос шилохвостного селезня — короткое, отрывистое трюкаиье. Шилохвости прилетают значительно позднее крякв, когда уже полностью разливаются вешние воды и зеленеют первые ростки прибрежных растений. Они любят мелкие тихие плесы, заросшие лютиком, вахтой и белокрыльником. Плавая на воде в рассветном сумраке, шилохвостный кажется почти совершенно белым, по посадке и манере держать голову он напоминает лебедя. К подсадной шилохвостный подсаживается чаще всего просто ради компании, но некоторые селезни пробуют ухаживать за уткой и даже ее топчут. Во время охоты с подсадными убивать шилохвостных удается сравнительно редко.
Широконоска (лопатоноска, широконосая утка) — это некрупная утка, покрытая довольно пышным, но каким-то рыхлым пером. На небольшом расстоянии (в полете и когда она сидит) ее легко узнать по крупному, расширенному на конце клюву, от которого она и получила свое название. Селезень широконоски окрашен очень ярко: черно-зеленая голова, белые шея и зоб, каштановое брюшко; крылья голубоватые' с зеленым зеркальцем; клюв темный; лапы оранжевые. Широконоски прилетают в одно время с шилохвостными и особенно любят камышистые или изобилующие зарослями тростника водоемы. К подсадным они садятся случайно, но охотно подлетают к чучелам и на звуки манка.
Серая утка (полукряква, серка) не намного меньше кряковой и похожа на нее контуром. Оперение селезня имеет совершенно иную расцветку: серовато-бурое с темными пестринами и только в крыльях хорошо заметно трехцветное черно-коричнево-белое зеркало; клюв темный; лапы оранжевые; хвост черный; брюшко беловатое. Голос похож на тонкий нежный свист. Прилетают серые утки довольно поздно и держатся преимущественно на лесных глухих водоемах и их разливах. Селезень хорошо идет к подсадным, так как голос серой утки почти не отличается от голоса кряквы. Серого селезня из-за расцветки очень легко спутать с самкой этой породы и даже других пород (кряквы, шилохвости). Единственным отличием в расцветке оперения является широкая белая полоса на зеркале крыла.
Свиязь (суяз, белобрюшка) — очень плотная утка среднего размера. Появляется у нас довольно поздно. Окраска селезня следующая: голова кирпично-красная со светлыми теменем и лбом; зоб серовато-розовый; брюшко ярко-белое; кроющие крыла белые, а зеркала зеленые, отороченные черной каймой; оперение остальных частей тела серо-пестрое; подхвостье черное; клюв и лапы свин-цово-серые. Клюв довольно короткий и высокий у основания, поэтому голова кажется круглой, коротконосой. Голос селезня — резкий, визгливый свист. К подсадным свиязи садятся ради компании и хорошо идут к чучелам. "Они любят держаться на обширных, но мелких илистых водоемах, в пролет встречаются почти повсюду на большой воде.
Чирок-трескунок и чирок-свистунок (ольшанчик) — мелкие виды речных уток, встречающиеся наиболее часто. Появляются они после крякв, держатся по разливам и водоемам самого различного характера. Селезень-трес-кунок, плавая на воде, кажется голубоватым, так как кроющие перья крыла, плечи и спинка у него серовато-голубые с белыми полосками на отдельных перьях, а зеркала голубовато-зеленые; голова красновато-серая с темными лбом, теменем и затылком, над глазами к ушным отверстиям и дальше к затылку белая полоса; зоб пестрый, коричнево-серый; клюв черноватый; лапы серые. Голос похож на стрекотание сороки, но нежнее и тише. Трескунки любят большую, открытую воду; на мелких речках, лесных лужах и озерах встречаются редко.
Селезень чирка-свистунка окрашен иначе: голова красно-коричневая с двумя ярко-зелеными пятнами, окружающими глаза и идущими назад к затылку; зоб желтовато-белый с яркими черными пестринами; брюшко белое; подхвостье желто-белое с черным; остальное оперение серо-пестрое; зеркала ярко-зеленые; клюв и лапы темные. Голос свистунка похож на голос шилохвостного, но тоньше и нежнее. В отличие от трескунков, эти чирки держатся по мелким лесным разливам, небольшим речкам, ручьям и болотцам.
Оба вида чирков — частая добыча на охоте с подсадной. Они доверчивы и охотно садятся к подсадной и чучелам. Если же охотник владеет искусством подражания голосу чирковой уточки, то селезни-трескунки и свистунки становятся наиболее многочисленной его добычей. Чирок очень азартно идет на манок. В поисках самочки он готов забраться в лодку; даже взлетев после выстрела, часто на зов манка опять садится. На один и тот же манок идут и трескунки и свистунки, но в отдельные дни преобладают то первые, то вторые, видимо, в зависимости от разницы в звуке, на который настроен манок. Этой разницы человек уловить не может.
Гоголь — крепкая, сильная утка средних размеров. Прилетают гоголи весной вместе с кряковыми и даже раньше. Часто самой ранней весной в вышине можно услышать характерный звенящий звук их полета. В это время они держатся по заберегам и полыньям крупных рек, озер и водохранилищ. Селезень окрашен в два цвета — черный и белый: голова и верхняя часть шел, спина и кроющие перья хвоста черные, причем на голове перья имеют хорошо заметный сине-зеленый отлив; остальное оперение ярко-белое; клюв темный; лапы желтые, как и глаза; по бокам головы у основания клюва имеется по круглому белому пятну. Плавая на воде, селезень все время топорщит перья на лбу, темени и затылке и кажется очень головастым. Они хорошо подсаживаются к чучелам, особенно к Гоголевым. Стреляя гоголей, нужно целиться особенно тщательно, так как они очень крепкие, а дострелить подранка невероятно трудно — он молниеносно ныряет и подолгу может плыть под водой.
Хохлатая чернеть — некрупная плотная утка. Селезень сверху весь черный; брюшко и бока белые; клюв и лапы свинцово-серого цвета; глаза желтые; на голове перья образуют свисающий с затылка хохолок. Голос похож на негромкий свист. Чернети прилетают позже гоголей, а держатся также на обширных чистых участках разлива. Они хорошо идут к чучелам.
Красноголовый нырок (голубая чернеть) по размерам лишь слегка уступает крякве. Тело плотное, округлое, шея недлинная, голова довольно большая. Голова и шея селезня ржаво-красного цвета, зоб и хвост черные; остальное оперение голубовато-серого цвета; клюв и лапы темные, голубоватые. На крыльях нет зеркал. Голос селезня — визгливый, тонкий свист. Красноголовики прилетают в разгаре весны. Встречаются только на достаточно большой чистой воде и бывают очень многочисленны. Они хорошо подсаживаются к чучелам.
Самки перечисленных видов уток отличаются от своих самцов прежде всего окраской. У всех речных благородных уток самки серовато-рыжие с более или менее темными крапинками и пятнами. У хохлатой чернети самка темная, черно-коричневая с хорошо видными белыми зеркалами, у красноголовки однотонная — серовато-рыжая. Наиболее пестро окрашена самка гоголя: коричневая голова, серовато-белые грудь и бока, темные спина и крылья с хорошо заметными зеркалами. Голос самки — кряканье или хриплое карканье.
Таковы основные объекты охоты с подсадными утками. Иногда попадаются селезни других пород (морская чернеть, белоглазый нырок, турпан, синьга и пр.), однако эти виды дичи сравнительно редки.
Кроме расцветки и голоса, селезней отличают некоторые особенности поведения. Селезень почти всегда плывет позади утки. Исключение составляют только матерые, которые довольно часто бросают свою спутницу и первыми плывут к подсадной. Видя самку или ожидая ее увидеть, селезни часто принимают так называемые токовые позы; они то закидывают голову на спину, то вытягивают ее вперед, то часто и резко подергивают головой сверху вниз. Некоторые, особенно селезни чирков, повернувшись на бок, плавают по кругу, подгребая лишь одной лапой. Правда, бывают случаи, когда таких проявлений приходится ожидать довольно долго.
На одной из охот к моим чучелам подсело несколько незнакомых мне уток. Я никак не мог понять, к какому виду они относятся и где среди них самцы, а где самки. На расстоянии окраска оперения казалась одинаковой, и ни одна не пела себя так, как это характерно для селезня. Ждать пришлось очень долго, по в конце концов один из селезней начал ухаживать за уткой, что позволило сделать выстрел. Впоследствии выяснилось, что это были белоглазые нырки.

0 коментарі:

Отправить комментарий

Предлагаю почитать другие статьи:

Счётчик тИЦ и PR Catalog-Moldova - Ranker, Statistics
 

blogger templates | Make Money Online