среда, 28 июля 2010 г.

Весенний сезон

Весенний сезон

Весной начинается пора подготовки подсадных к охоте — их «вызарпвание».Утка должна привыкнуть спокойно вести себя на привязке и знать кружок, не намокать на воде, не бояться птиц и много кричать. Утки, приобретенные осенью, к весне первыми двумя свойствами, как правило, обладают.
Способность же их не намокать на воде целиком зависит от правильного содержания и достаточно частого купания зимой и весной. Попав после зимовки на воду, утка обязательно в какой-то мере будет мокнуть, так как, купаясь 1—2 раза в неделю, она не уделяет особого внимания смазыванию перьев. Кроме того, при редких зимних купаниях деятельность ее кобчиковой железы как бы затухает. Но как только подсадная получает возможность часто купаться и вынуждена длительное время сидеть на воде, она сейчас же принимает меры против намокания. Кобчиковая железа начинает усиленно функционировать, и утка тщательно смазывает и оправляет свои перья с помощью клюва. Набрав на клюв какое-то количество жира, она смазывает им перья, или, осалив оперение головы, размазывает жир по перьям тела. Следовательно, начиная с конца февраля — начала марта, уток нужно купать как можно чаще — не реже 1 раза в день. В теплые дни это можно делать на улице, в морозы — в комнате.
Как только появляются забереги на водоемах, начинается собственно «вываривание». Ежедневно утром или вечером (лучше и утром и вечером) на утку надевают ногавку с привязанным к ней шнуром и на 1 —1,5 ч высаживают на воду. Для этого в дно весеннего разводья вбивают колышек с укрепленным на нем деревянным или пенопластовым кружком, который должен находиться на 1—2 см ниже уровня воды. Шнур, удерживающий утку, привязывают к кружку или колышку. Чтобы утка скорее привыкла вылезать на кружок, в первые дни на него нужно класть пучок сена или тонкую пластинку дерна. Утка принимает его за кочку и охотно на него забирается, потом она привыкает и пользуется кругом без всякой маскировки. В результате таких купаний подсадная отмывается, перестает намокать, окончательно привыкает к ногавке и кружку, перестает бояться безопасных для нее чаек, ворон и др.
В первые дни вызаривания нельзя высаживать подсадную на водоемы с быстрым течением, которые обычно первыми освобождаются ото льда (полыньи, речные перекаты) . Отвыкшая от вольной воды и плохо знающая кружок, утка на течении быстро устает и намокает; бывает, что ее заносит течением под лед. Поэтому, если из-за отсутствия подходящего места утку приходится высаживать па воду с быстрым течением, надо предусмотреть возможность выхода ее на берег. Только через несколько дней, когда утка перестает быстро намокать, можно сажать ее на течение даже вдали от берега. Однако не следует допускать, чтобы подсадная могла в любое время выходить на берег, поскольку утка, видя невдалеке сухую землю, бу-дет рваться к ней вместо того, чтобы работать.
Утки, хорошо вызоренные на проточной воде, оказываются более выносливыми и работают в любых условиях, тогда как подсадные, привыкшие к тихой (стоячей) воде, попав на течение, скоро устают и вообще чувствуют себя неспокойно. Выносливость к быстрому течению может быть доведена у подсадной до очень высокой степени. Так, большинство охотников Воронежской обл., охотясь на весеннем разливе Дона, Воронежа и других быстротекущих рек, вообще не пользуются кружками. Высаженные на якорях утки спокойно работают 5—6 ч подряд. Для плохо вызоренной и слабо упитанной утки высадка на якоре на глубокую быструю воду оказывается гибельной.
Прежде чем говорить о способах обучения подсадной много и охотно кричать на охоте, следует остановиться на причинах, побуждающих ее подавать голос. Подсадная кричит в своих собственных интересах, и стимулом для этого служат три обстоятельства. Во-первых, половой инстинкт. Весна — период спаривания, и каждая утка старается найти себе самца. Именно поэтому под селезней-крякв подсадные работают особенно азартно. Во-вторых, в процессе совместного осеннего и особенно зимнего содержания утки очень привыкают друг к другу. Между нарами подсадных (самок) постоянно можно наблюдать самую нежную дружбу. Они неизменно ходят вместе, не отгоняют друг друга от корма, часто даже несутся и высиживают утят в одном гнезде. Стоит их разлучить, как обо начинают тревожиться, перекликаться или звать подружку. Такие утки, взятые на охоту по отдельности пли высаженные так, что не видят друг друга, много кричат. В-третьих, утки обладают сильным инстинктом стайности. Поэтому подсадная и зовет к себе не только кряковых селезней, не только свою напарницу но и всех пролетающих уток, к какому бы виду они ни принадлежали.
Указанные три стимула определяют работу подсадной, и все их нужно использовать при подготовке ее к охоте. Прежде всего совершенно необходимо последние зимние месяцы содержать подсадных вместе с селезнем. Дело в том, что, проведя долгое время без селезня, утки отвыкают от него и потом под диких селезней не только не кричат, но часто прячутся от них в траве или кочках. Недели за две до начала весенней охоты селезня нужно отсадить, при этом утки не должны слышать его голос. В противном случае первое время они будут непрерывно кричать, а затем перестанут реагировать на шарпанье селезня. Один-два раза в неделю следует высаживать уток на воду и, дав им покричать, выпустить к ним селезня, чтобы они вместе поплавали или погуляли по двору примерно 30 мин, после чего селезня опять отсадить. Это приучает уток к тому, что на их призывы появляется селезень, и на охоте они лучше работают.
Чтобы использовать для целей охоты привязанность уток друг к другу, лучше всего содержать вместе и готовить к охоте сразу двух подсадных. В процессе вызари-вания их нужно высаживать врозь, чтобы они друг друга не видели и, дав им поработать 1 —1,5 ч, опять выпустить вместе в вольер или во двор. Временами их нужно выпускать на воду и поодиночке, чтобы они привыкали работать, не слыша голоса друг друга, иначе с ними трудно будет охотиться.
Инстинкт стайности никакого развития не требует. Охотник должен только стремиться не подавить его неправильными условиями содержания. Если на протяжении всей зимы и весной значительное количество подсадных содержится в одном (пусть и достаточно большом) вольере, положение меняется. Здесь каждая крупица вольного корма (травинка, улитка, червяк) нарасхват, наиболее удобные для отдыха места ограничены, сильные обязательно в какой-то мере обижают слабых, а последние не имеют возможности удалиться и избежать постоянных щипков. Поэтому через какое-то время утки стремятся побыть, пожировать, покупаться в одиночестве, на свободе. На охоте они не только не зовут к себе пролетающих уток, но, наоборот, стараются остаться незамеченными, что резко снижает их ценность.
Рис. 5. Садки для подсадной уткиа — фанерный; б — плетений
К сожалению, в преобладающем большинстве охотничьих хозяйств подсадные содержатся именно так, и в этом кроется основная причина того, что хорошо работающие утки в них — редкость. Например, в Выгоновском филиале государственного заповедно-охотничьего хозяйства «Беловежская пуща» в 1959—1961 гг. имелось около 30 подсадных. Содержались они в большом общем вольере, устроенном возле озера. Уток хорошо кормили, за ними был надлежащий уход. Однако в первые же дни вся растительность на берегу и в воде оказывалась съеденной, из-за каждого лягушонка начиналось побоище, вода внутри вольера всегда была взмучена, грязна, а берег покрыт пометом и перьями. В результате утки совершенно не работали. Высаженные на воду, они только и занимались поисками корма, купанием пли спали.
Осенью 1961 г. условия содержания были в корне изменены. Подсадных забрали из вольера и по три-четыре утки с селезнем раздали егерям хозяйства. Зиму и начало весны они прожили так, как живут подсадные у отдельных охотников: ночевали в сарае, гуляли во дворах, купались в лужах и врытых для них корытах. С наступлением весны многие утки хорошо и охотно кричали на охоте. Утки были те же, но изменились условия содержания, изменилось и их поведение. Следовательно, совместное содержание большого количества подсадных зимой и веспой не целесообразно. Три — четыре, а то и всего две утки с селезнем — наиболее приемлемое количество. Необходимо остановиться на специальном снаряжении для выза-ривания подсадных уток и для охоты с ними.

Садок для переноски уток (рис. 5) должен быть легким и достаточно прочным. Размеры должны обеспечивать достаточно места для одной ими двух уток (в последнем случае его необходимо разделить перегородкой на две части) и хорошую вентиляцию. Садок должен иметь дверцу или крышку с надежным замком; необходим также ремень для носки через плечо или ручка для ноше-ния в руке. Для изготовления садков используют фанеру, тонкие доски, брезент, натянутый на проволочный каркас; лучше всего садки, плетеные из ивового прута или елового корня (последние особенно долговечны).
От качества садка в значительной мере зависит работоспособность утки. В слишком тесном садке она мнет оперение, пачкает его испражнениями, не имея возможности повернуться и изменить положение, она засиживается и чувствует себя плохо. Если садок недостаточно проветривается, то во время переездов по железной дороге или при переходах в жаркие весенние дни утка задыхается, ее мучит жажда, она тяжело дышит. Выпущенная на воду, она не работает пока приходит в себя, оправляет оперение и разминается.
Садок должен иметь достаточно большую и удобно расположенную дверцу. Это необходимо для того, чтобы было удобно сажать утку в садок и вынимать из него. В противном случае можно испортить ее оперение, в результате чего она начинает намокать на воде; кроме того, она обязательно станет бояться хозяина. Все это не способствует нормальной работе подсадной. На дно садка нужно постелить слой сена или соломы, чтобы подсадная не отсиживала себе лапы. Это особенно важно при переездах в машине по плохим дорогам.



Рис. 6. Ногавки для подсадной утки: а — пришивные; б, в, г — съемные
Для отдыха высаженной на воду подсадной необходим кружок из неколкого дерева диаметром 12 —15 и толщиной 1,5 см. В центре его просверливают отверстие для гвоздя, которым кружок прибивают к колышку. Кружок следует хорошо проолифить и покрасить в два слоя зеленой, серой или желтой масляной краской. На крае кружка не должно быть трещин пли других крупных зазоров, в которые может попасть и запутаться шнур; их нужно загладить и зашпаклевать. Очень удобно использовать продающиеся в магазинах деревянные или пенопластовые кружки для ловли щук; их только нужно перекрасить и деревянной втулкой забить слишком широкое центральное отверстие.
Некоторые охотники используют кружок не только как место отдыха утки, но и для привязывания шнура. При этом кружок укрепляют на колышке так, чтобы он легко мог вращаться на гвозде. В край кружка вбивают проволочную петельку и к ней- привязывают шнур. Утка, плавая вокруг кружка, поворачивает его вслед за собой, поэтому шнур не наматывается на колышек. Однако часто разбухшая вершина колышка, принесенная водой ветка или трава затормаживают вращение кружка, утка путается. Кроме того, подвижно закрепленный кружок качается, принимает наклонное положение, и утке на нем сидеть неудобно. Если охотник живет в непосредственной близости к угодьям и выезжает на охоту прямо от дома на лодке, то можно брать с собой несколько кружков, укрепленных на заостренных металлических стержнях разной длины. Это позволяет устанавливать кружки на разной глубине и при твердом, еще не оттаявшем дне водоемов, что очень удобно.

Рис. 7. Кружок, кольцо и шнур для высадки подсадной
Если подсадную высаживают без колышка, то в качестве груза можно использовать подкову, половинку кирпича, легкий охотничий топорик, полукилограммовую гирьку; если же утку высаживают с колышком и кружком, то наиболее удобно привязывать шнур к специальному кольцу. Оно может быть сделано из сложенной в несколько слоев бересты или из ивового (черемухового) прута диаметром 7—8 мм. Такое кольцо должно быть по диаметру больше колышка примерно на 4 см, но обязательно меньше диаметра кружка. Плавая на поверхности воды пли под кружком, кольцо легко вращается на колышке и почти полностью предотвращает возможность запутывания шнура. Очень хорошо пользоваться пустотелыми пластмассовыми кольцами от детских игрушек, которые прочны, легки и хорошо держатся на воде; нужно только выбирать неяркие цвета или перекрашивать. Привязка утки к кольцу бесспорно самая удобная. При использовании для кольца бересты ее нужно предварительно проварить в воде, чтобы она стала эластичнее и прочнее; при использовании прута согнутое кольцо нужно высушить, проолифить и окрасить масляной краской. В сезон охоты необходимо постоянно следить, чтобы весь инвентарь находился в исправном состоянии. Шнур нужно просушивать после каждой охоты.
В период весенней охоты окончательно выясняются ценность подсадных, их голос и манера его отдачи, особенности, поведение и общая добычливость. Утки знакомятся с различными видами водоплавающей дичи, привыкают к звукам выстрелов и виду битых селезней. Настает время подумать о получении от них утят, особенно от тех. которые работали хорошо. От них нужно обязательно полу чить потомство, хотя бы с целью сохранения и улучшения породы. Помимо этого, если подсадная (особенно молодая), работавшая первую весну, высидит и выведет утят, ее рабочие качества заметно улучшаются и на следующий год она работает лучше, чем утка, не давшая потомства.
Рис. 8. Ящик-гнездо для подсадной утки
Для получения потомства следует отобрать лучших подсадных, подобрать им селезня, обязательно не состоящего с ними ни в каких родственных отношениях и желательно «четырехзу-бого»; он должен быть от известных по рабочим качествам подсадных. Пустив его к уткам (не более чем к трем), нужно первое время следить, выполняет ли он свои супружеские обязанности. В сарае, где утки ночуют, нужно поставить несколько ящиков, набитых соломой или сеном, прорезав в одной из стенок у пола вход (рис. 8). Гнезда подсадные устраивают сами. Нельзя допускать, чтобы утки устраивали гнездо во дворе пли у водоема, в кустах и кочках (к чему у них имеется склонность), так как в этом случае возможна гибель кладки. Оставлять под одной уткой более двенадцати яиц не следует.
Необходимо отметить нежелательность спаривания подсадных с селезнями дикой кряквы. Опыт показывает, что пойманные и выращенные дикие кряквы или метисы их с подсадными утками (в первом поколении) в большинстве случаев для охоты непригодны. Они дики, плохо привыкают к хозяину, неспокойно ведут себя на привязке, на охоте мало кричат; с точки зрения голосовых качеств ничем особенным также не отличаются.
Выведение от диких крякв подсадных уток путем чистого разведения одомашненных экземпляров пли путем метизации их с домашними подсадными может быть оправдано только в трех случаях: если негде достать подсадных; если имеющиеся утки внешним видом сильно отличаются от диких и желательно путем скрещивания устранить эти различия; если нет возможности подобрать подсадным селезня неродственного по происхождению. Однако при современном состоянии охотничьего хозяйства все эти случаи очень редки. Значительно проще привезти из другого города хороших подсадных уток или селезня, чем минимум 2 года одомашнивать дикую крякву и приучать к себе и к охоте ее потомство.
При охоте с подсадными и их содержании следует помнить всегда, что если сдружившиеся утки живут мирно, то по отношению к новым подсадным они бывают нетерпимы. Поэтому новую утку нельзя сразу сажать вместе со старыми (и особенно, если их несколько), так как они могут общипать ее до крови и даже лишить глаза; в результате она будет непригодна для охоты. Новую утку следует отсадить в отдельное помещение с одной из старых и лучше с той, с которой они будут вместе работать. Только после того как они привыкнут друг к другу, можно выпустить их вместе к остальным подсадным, но не в помещение, а во двор, где новая утка имеет возможность убегать от преследования и щипков. Нельзя также на охоте сажать подсадных в одно помещение с утками других охотников.


Следующая страница


0 коментарі:

Отправить комментарий

Предлагаю почитать другие статьи:

Счётчик тИЦ и PR Catalog-Moldova - Ranker, Statistics
 

blogger templates | Make Money Online